|
Как выбрать чай при покупке
Рассказанное выше могло дать представление о богатстве сегодняшнего выбора чая на полках многих магазинов России и других стран. Обилие наименований впечатляет и озадачивает. По этой причине были изложены характеристики наиболее значимых, или приметных чаев. Что же касается самого обилия наименований, то позволю себе несколько вольных рассуждений.
Верю в мудрость, что счастлив не тот, у кого много, а тот, кому хватает. Задаю по этой причине вопрос: на пользу ли выбор из многих сотен наименований, да и что они значат?
Совсем недавно в новой России на волне больших преобразований возникло несколько тысяч банков. И названия у многих из них были не столько функциональные, сколько романтические и даже экзотические: «Держава», «Возрождение», «Империал», «Вымпел», «Визави» и др. Но дефолт 1998 г. обрушил большинство из них, как обрушил и все финансы страны. Осталось в результате немногим более 1200 банков, что все равно много по масштабам нынешней экономики
и финансовых ресурсов. Нечто похожее происходит ныне со многими сотнями, а то и тысячами разных чаев в России, все они - в ярких упаковках, какие-то из них быстро мелькают на экранах телевизоров, не позволяя глазу разобрать, что они собой представляют.
Англичане, знающие толк в чае и совершенствовавшие свои чайные вкусы не одно столетие, к тому же в условиях свободного рынка, не имеют на полках магазинов и в торговых каталогах чаев такого количества наименований, как сейчас в России.
Китайцы, великие мастера чая, на протяжении многих столетий сотворили, как следует из некоторых источников, более восьми тысяч уникальных чаев, отличающихся по аромату, вкусу, форме и скрученности листа и имеющих свои наименования, часто очень замысловатые. Случилось это, однако, потому, что в большои стране разобщенные крестьянские хозяйства кустарно производили чай и своим путем совершенствовались в чайном деле, а в наше время власти Китая стремятся свести все это «море наименований»
к полутора сотням.
Есть о чем подумать, не доводя дело до «чанного дефолта».
И несколько слов о названиях многих новых чаев. Признаем реальности сегодняшнего дня: если употребить современную лексику, без «промоушн» и без «пиара» новый товар «не раскрутишь»! Но не слишком ли перестарались «пиарщики»? Возьмем из названий многих сотен новых чайных «брендов» и сортов такие, например: «Зверь и птица» (от «Гокал»), «Петр I» и «1002 ночь» (от «Надин»), «Для
мамы», а то и «Голубые глаза» (от «Форсман»), «Сухарева башня» и «Яуза» (от компании «Май»), «Сфинкс» (от «Теастан») и массу подобных. А что можно понять о чае с названием «Анатолий», «Марина» либо «Ольга» (от «Форсман»)?
Замечу, кстати: царь-реформатор Петр I, заставлявший всех пить только «кофий», был бы весьма разгневан, узнав, что его имя так лихо попытались использовать иностранцы на упаковке своего чая. Название чая «Яуза» невольно заставляет подумать о воде в этой экологически неблагополучной речке. А под именем «Сфинкс» (египетским, естественно) предлагают отнюдь не египетский, а китайский зеленый чай, фасуемый в Татарстане. Вот и разбери их, «пиарщиков»! Однако
далее без эмоций и лирики поговорим о том. как не растеряться при выборе пачки чая.
Не поддаваясь обаянию яркой упаковки или экзотики названия, необходимо, прежде всего, подумать, какой чаи мы хотели бы приобрести и для какого случая. Вспоминаем свои прошлые вкусовые ощущения от чая и выбираем для себя желаемый тип чая: черный, зеленый либо красный. Задумываемся над тем, приятен ли был аромат, вкус и цвет настоя ранее опробованного листового или гранулированного чая (о чайных пакетиках пока речь не идет). Если выбор падает на листовые чаи и уже имеется опыт заварки этих чаев,
следовало бы определит ься в пользу чая ломаного, либо цельного листа, либо крупнолистового. Также следует определить свои предпочтения в пользу индийских, цейлонских, китайских или других чаев, да и решить, как много денег потратить. С такой предварительной программой действий уже можно начинать рассмотрение имеющегося чайного товара.
С первых лет XXI в. российский рынок чая становится более цивилизованным, и в приличных магазинах все реже можно наткнуться на фальсифицированный или залежалый чайный товар. Последнее не менее существенно, чем первое: неправильное либо небрежное хранение чая даже в солидном супермаркете может за сутки сгубить все достоинства упаковок чая любого сорта.
Поэтому всегда, когда и насколько возможно, следует покупать чай в специализированном магазине или специальной секции, где продавцы обращаются с чаем профессионально. Те, кто решает покупать чай с открытого уличного прилавка или из лавки-контейнера на рынке, особенно рискуют приобрести уже погубленный чай, пусть даже у него надежная и цельная упаковка. В любом случае необходимо тщательно проверить цельность упаковки и указанные на ней сроки изготовления чая и его годности, которые непременно должны
присутствовать, если это не «левый» товар.
Полезно помнить, что Совет по чаю Индии установил для всей индийской чайной продукции специальный логотип (знак), который помещается на упаковке чая, удостоверяя его подлинность. Введены дополнительные логотипы отдельно для чая плантаций Дарджилинга, Ассама и Нилгири.
Совет по чаю Шри-Ланки также установил для цейлонского чая собственный знак — торговую марку с изображением льва, и этот знак должен присутствовать на упаковке, если на ней написано, что она содержит цейлонский чай.
В свою очередь контрольная российская организация «Ростест» постоянно ведет проверку качества чайного товара, и знак«Ростеста» непременно должен присутствовать на любой упаковке чая, будь она импортная или отечественная. Изображения всех этих знаков приведены здесь.
Изучение на упаковке знаков и логотипов, а также информации о месте фасовки чая позволит убедиться в достоверности сорта, указанного на упаковке.
В последние годы чайные производители и торговцы в своем желании потрафить спросу готовы изготовить в Шри-Ланке из местного чая сорт «Дарджилинг», тогда как этот уникальный чай нельзя, по определению, вырастить и произвести иначе, чем в Дарджилинге Подобно тому, как минеральную воду «Боржоми» нельзя получить нигде, кроме Боржоми. Очевидно также, что невозможно изготовить исторический японский чаи «Сенча», пользуясь чайным листом с плантации Индии либо Шри-Ланки,
но некоторые компании пытаются делать это.
Лучше всего поэтому, как уже подчеркивалось, покупать чай в специализированном магазине, где требования по его хранению соблюдаются четко и где чай могут предложить также на развес в специальную упаковку, позволят рассмотреть его, дадут полную информацию о нем. Существенно знать, когда тот или иной конкретный чай был произведен и когда поступил в продажу.
Рассматривая листовой чай, нужно обратить внимание на то, чтобы цвет соответствовал его типу, был ровным и однородным, чтобы чаинки были одного размера, блестящими и даже маслянистыми, а не тусклыми. Причем — плотными, так, чтобы ломались и растирались в порошок, если сжать их пальцами. Чтобы было много цельных чаинок-листиков и совсем мало ломаных, тем более — чайной пыли.
Признаком хорошего чая служит то, что в чайной смеси мелькают «белые былинки» (это типсы), а признаком плохого, если попадается много стебельков. Следует понюхать чай, чтобы определить, нет ли в его запахе посторонних оттенков, тем более — духа прелости или затхлости. Можно даже пожевать несколько чаинок, чтобы ощутить вкус чая, и в совокупности с запахом это подскажет выбор.
Нормальный рассыпной черный чай должен иметь не более 3—7% влаги, зеленый и красный — не более 5%. С повышением этого показателя до 8% чай начинает портиться, он «стареет», утрачивает аромат и вкус. Покупая чай вразвес, разумно взять сначала «на пробу» небольшие порции чая (по 50 г) двух-трех сортов, чтобы испытать их дома и уже затем купить большую упаковку понравившегося чая.
|
|